Конечно, надо понимать, что все дети абсолютно разные, поэтому помимо коллективного сопровождения необходима будет и индивидуальная помощь. Если существует страх перед ровесниками – развейте в ребенке желание общаться, помогите ему не стесняться себя. Также стоит заняться минимальной умственной подготовкой: развивающее рисование, основы чтения, письма, счета. Не всегда у родителей находится время развивать своего ребенка не только физически (массаж, физкультура), но и умственно, тогда как это необходимо для того, чтобы в начале занятий ребенок чувствовал себя более уверенно.
Социализация человека с ограниченными возможностями в коллективе всегда проходит несколько тяжелее. Его могут игнорировать, брезгливо жалеть или завидовать «особому отношению» педагогов. Поэтому главной сложностью адаптации можно смело назвать нежелание общества включать в свой мир людей с ограниченными возможностями. Интересно то, что среди инвалидов, активно участвующих в жизни социума, специалистами отмечены более позитивный настрой и высокая самооценка по сравнению с «затворниками». Это еще раз подтверждает тот факт, что ни в коем случае нельзя держать детей-инвалидов в изоляции. Пусть это будет непросто, но социализация им необходима.
Рядом с ребенком должен быть специалист, который будет связывать его с окружающим миром, пояснять и объяснять, что хотят от него окружающие. Этот человек должен быть не только постоянно включен в процесс обучения ребенка, но и должен находиться в тесном контакте с родителями (классные руководители). Учителя, помимо специальной подготовки, должны учитывать особенности ребенка, чтобы не усугубить имеющуюся проблему. Необходимо, чтобы ребенок чувствовал себя полноценным и защищенным.
Что необходимо знать родителям?
Психологическое состояние ребенка напрямую зависит от «климата» в семье. Следует помнить, что дети очень восприимчивы к эмоциям других. Лучшее, что могут сделать близкие – не культивировать проблему, относиться к ней если не позитивно, то, по крайней мере, нейтрально. Например: если мама все время находится в подавленном состоянии и плачет, чадо будет ощущать вину и замкнется. Возьмите себя в руки. Никто, кроме вас, не научит его преодолевать трудности и полноценно жить, не ставя свои недостатки на первое место. Отнеситесь к своему чаду с пониманием, но без лишней жалости. Если не давить на больное место, напоминая о том, что с ним что-то не так, социализация пройдет в разы легче.
Со стороны семьи, при обучении таких детей в общеобразовательных учреждениях необходим постоянный контроль и тесное общение с преподавателями. И самое главное: ощущение успеха стимулирует развиваться дальше. Любой ребенок учится только в «состоянии успеха», а значит, ему должна быть оказана вся помощь и поддержка, которую в состоянии дать родители. Детям с инвалидностью нужна вся забота и поддержка, которую только могут дать им близкие люди.
Хочется отметить, что в вопросах инвалидности наше общество постепенно выходит на новый, более осознанный уровень. Инвалидность стала реже восприниматься людьми как проблема «закрытого клуба неполноценных людей», постепенно становясь проблемой широкого масштаба. Вопросы жизнеобеспечения людей с ограниченными возможностями постоянно рассматриваются в экономической, правовой, образовательной и социальной сферах жизни.
Самое сложное – защитить не взрослых, а детей-инвалидов.
Зачастую, самое тяжелое для них – не сама болезнь, а особые испытания, которые они вынуждены преодолевать ежедневно: непонимание со стороны окружающих, непринятие, ограничение свободы. И если многие взрослые уже научились жить в таких условиях, то неустойчивая психика подрастающего человека может не выдержать оказываемого на нее давления. Именно поэтому очень важно с малых лет помочь таким детям влиться в социум, чтобы дать возможность впоследствии удачно построить свою жизнь.